Люди танцевали всегда. На радостях или с горя, от рождения
и до смерти, выражая движениями свои чувства. Пришло время выяснить, как
танцуют в начале ХХI века...
ЛЕТОМ Я ПОБЫВАЛА В ПАРИЖЕ. В ПОСЛЕДНЮЮ НОЧЬ перед возвращением на родину
я с друзьями отправилась прогуляться по набережной Сены и увидела удивительную
картину: на берегу танцевали танго.
Пары разных возрастов, форм и комплекций двигались в зажигательном ритме
этого волшебного танца. Танцевали по-настоящему, просто потому, что они любят
танцевать, – вот и решили, что неплохо бы собраться и насладиться исполнением
танго этой теплой лунной ночью. На своем веку я такого еще не видела. Вот
наши родители и прародители, те уж танцевали по-настоящему. В XIX веке они
отплясывали кадрили и мазурки, польки и вальсы. В 20-е годы прошлого столетия
модными были чарльстон и линди-хоп, 30-е запомнились как эпоха свингующих
пар, в 50-е миром танца заправлял рок-н-ролл, а в 60-е – твист.Теперь танцуют
кто во что горазд. Мои друзья, люди крайне интеллигентные, любят потанцевать
под музыку совсем не ту, что нынче называют танцевальной: то группу «Ленинград»
поставят и начнут адски прыгать, то раннего БГ – и девушка (всегда одна и
та же) обязательно заберется на журнальный столик (всегда один и тот же)
и примется двигаться под свой собственный зажигательный ритм, то Таривердиева
или Синатру где-то откопают – и ну кружить и манипулировать партнершами.
Но дома теперь почти не танцуют, это прямо архаизм какой-то, все по клубам.
У меня в Москве есть подруга – профессиональная танцовщица, родом из Франции.
В клубы Эмманюэль ходит как в музеи: сама редко танцует, зато с интересом
наблюдает за тем, как двигаются вокруг. «Современная танцевальная музыка
– однообразна, она ограничивает возможности танца. Под этот ритм невозможно
импровизировать, – говорит Эмманюэль и прямо-таки танцевальным движением
опрокидывает рюмку водки, – люди в танце несвободны, их движения предсказуемы
и неинтересны. Они пытаются что-то из себя изобразить, но при этом не могут
открыться. Они зажаты, даже несмотря на то, что пьют для храбрости. Мне их
даже немного жалко. Вон, смотри, хороший человек, а танцевать ну совсем не
умеет. Или вон там, отличная девушка, а пытается войти в дешевый образ роковой
обольстительницы». Один знакомый ди-джей, который и играет ту самую танцевальную
музыку в клубах, рассказал мне, что, когда работает, на танцпол даже не смотрит:
ничего интересного там все равно не происходит. Пресно и редко красиво. Да
и танцами назвать это вряд ли можно, скорее – несуразными комбинациями простейших
движений – легкого потаптывания, пошаркивания и ленивого покачивания. Неужели
все так плохо с танцами в этом городе, задумалась я и решила этот вопрос
исследовать. Выяснилось, что в столице нынче танцуют, танцуют много и по-разному.
Есть танцы ностальгические, из серии «для тех, кому за...», в «Петровиче»,
например. Под хиты «Ты помнишь, плыли в вышине» и «Увезу тебя я в тундру»
пускаются в пляс творческая интеллигенция и даже забредающие туда представители
олигархии. Танцуют с прихлопами и пришлепами, выставляя вперед то левую ногу,
то правую. Для легкого разнообразия проделывают то же самое движение ногами
в стороны. Женщины, танцуя, горделиво выпячивают грудь вперед. Танцы бывают
попсовые, те, что под музыку группы «Блестящие» или под Филиппа Киркорова.
По большому счету это современный аналог танцам ностальгическим, вот только
с музыкой здесь все не так хорошо. По-попсовому танцуют в клубах «Слава»
или «Парк Авеню Диско» старшеклассники, приезжие и трудовой народ. Девушки
упорно давят на сексуальность движений. Современный танец в исполнении соотечественника
мужского пола порой напоминает утреннюю гимнастику: ноги на ширине плеч,
руки согнуты в локтях и имитируют движения барабанщика, таз при этом двигается
вокруг своей оси. Так танцуются быстрые попсовые танцы. Есть еще и медленная
их разновидность. В нынешнем сезоне она исполняется под арию Горбуна из мюзикла
«Нотр-Дам». Пары монотонно переставляют ноги, обязательно поглаживая при
этом друг друга по спине. Спасают положение танцы прогрессивные, которыми
всегда славилась «Пропаганда», старейшее танцевальное заведение с самыми
качественными танцами в городе. Умеют танцевать далеко не все, кто туда приходит,
но те, что умеют, двигаются красиво и свободно, без всяких комплексов и зажимов.
Представитель современный танцевальной культуры, не отрывая ног от пола,
умудряется каким-то волшебным образом, несмотря на то, что на один квадратный
метр приходится по пять танцующих, совершать активные передвижения в пространстве.
Вообще, прогрессивный танцор напоминает пружину, которую раскачали: с одной
стороны, его движения хаотичны, а с другой – вполне логичны. Cоздается ощущение,
что у танцующего просто нет костей и что танцевальная музыка собственной
персоной курсирует по его венам, подчиняясь четкому танцевальному ритму.
В столице можно наткнуться на танцы олигархические. Так называемой бизнес-элиты
в Москве теперь больше, чем в любой другой столице мира, вот и мест, где
элитные бизнесмены могли бы «зажечь» с девушками модельной внешности тоже
достаточно. В клубе «XIII», в «Джусто» или «Цеппелине» люди состоятельные
и модные отплясывают свой олигархический танец.Делается это так: скидывается
пиджак, ослабляется галстук и начинается имитация движений спутницы и попытки
попасть в ее такт и ритм. Она же при этом двигается в танце прогрессивном.
Картинка довольно комичная. Олигархи прилагают максимум своих танцевальных
усилий, потеют и дуреют в попытке соответствовать красивой барышне, которая
изящно танцует рядом, и не выглядеть на ее фоне полным лохом, хоть и богатым.
В Москве можно обнаружить танцы вялые, я наблюдала их в «Миксе». В принципе,
это те же прогрессивные танцы, но без особого энтузиазма. Движения более
расслабленные и беспорядочные, будто по инерции, обязательно сопровождающиеся
поглощением алкоголя прямо во время танца. Партнер напоминает вконец расшатанную
пружину, и кажется, что afterparty состоялась, а самой party так и не было.
Латиноамериканские танцы в нашем городе пользуются особым уважением. Зазывающе
покачивают бедрами под ритмы мамбо, румбы и самбы. И надо сказать, делают
это красиво – посетители «Грязных танцев», например.Случаются в Москве и
танцы настольные. Есть такое место, «Проект ОГИ» называется. Так вот там
нередко танцуют на столах. Неважно, какая музыка при этом играет: это могут
быть кельты или Брегович, что-то лирическое французское или зажигательное
рок-н-ролльное, – результат неизменно один: танцующие рвутся на столы, а
забравшись – танцуют кто во что горазд. И самое смешное, что им позволяют
это делать. Самая универсальная категория – это танцы свободные. Их в «Доме
Кукера» танцуют. Каждый исполняет то, что хочет, как хочет и с кем хочет.
Под одну и ту же музыку на одном танцполе бок о бок кто-то танцует диско,
кто-то рок-н-ролл, кто-то сальсу, при том что музыка каким-то странным образом
ко всему этому располагает. Прошедшим летом я оказалась на фестивале «Казантип»,
в эпицентре настоящей танцевальной лихорадки. Провела там всего сутки, и
мой танцевальный опыт был невелик: я нашла своего старого приятеля, который
протянул мне руку помощи и затащил меня на барную стойку. Это было в полночь,
а спустилась на землю я когда уже светало. Танцевали везде: на танцполах,
в песке, в воде, на каких-то умопомрачительных конструкциях под лаунж, хаус,
трип-хоп и эйсид-джаз. И хорошо танцевали, весело, и получали от этого нескрываемое
удовольствие. А удовольствие в танце – самое главное. Танец – это, собственно,
и есть удовольствие. Еще Гомер говорил, что из всех удовольствий предпочитает
сон, любовь и танец. А уж он-то знал наверняка. Раньше я боялась танцевать.
Мне казалось, что делаю я это плохо и неуклюже. Отказывала умопомрачительным
кавалерам, хотя очень хотелось сказать «да». Но ведь не в танцевальном конкурсе
мы участвуем и не за первое место боремся. Танцуем, потому что хотим повеселиться,
расслабиться и дать выход своим эмоциям. Так вот, теперь я танцую. Танцую
как танцую и получаю удовольствие. Кавалеры, приглашайте
Статью подготовила: Яна Смешнова
<<<Наза
к выбору