Ambient
Ambient - как материя возник буквально ниоткуда. У него нет особой даты
возникновения, так же как и нет точного определения ambient - музыки.
Однако многие музыковеды
сходятся на мнении что неоценимую роль на становление эмбиентной музыки как
стиля, сыграли в начале 70-х годов, всем известные Tangerine Dream
и Brian Eno (его,
в принципе, многие считают "отцом" эмбиента после известной отлёжки
в больнице, когда он понял, что звуки природы можно использовать в музыке). Также
на популярность ambient сильно повлияли так назваемые environmental recordings
(теперешние "звуки природы" для медитации и релаксации) и саундтреки
к фильмам. Все что мы имеем теперь для понятия ambient - бесформенная музыка,
бесформенное ее определение, бесформенная история, прошлое и бесформенное будущее.
Эта материя присутствует почти в каждой современной электронной записи и сильно
укоренился практически во всех современных стилях. Все, что мы называем музыкой
атмосферной, психоделичной - все так или иначе сильно привязано к эмбиенту.
Элементы этой культуры присутствуют даже в таких резких стилях, как industrial
или, допустим,
hard trance.
Однако, в чистом виде ambient присутствует в музыке очень редко, и музыканты
малоизвестны - вряд ли кто-либо знает таких, как Lull, Panasonic, ранний Delerium,
Steve Roach, Robert Rich, Pete Namlook, Vond и иже с ними. Самое большое заблуждение
в данном случае - брать за точку отсчета музыку таких проектов, как Enigma,
Pink Floyd, то есть музыку, в основе которой лежит другая музыкальная культура.
С полной уверенностью можно сказать, классическому, чистому эмбиенту присущи:
1. Наличие очень медленного, неявного ритма, или полное отсутствие последнего.
2. Использование звуков природы, или "псевдоприроды", то есть модели
окружающей слушателя среды, так или иначе напоминающей о природе.
3. Отсутствие мелодии как таковой, или ее непостоянность и постоянная "текучесть".
4. Упор на басовые звуки и полное отсутствие резких "движений" и звуков.
5. Длинная продолжительность композиции . от 10 минут и выше. Встречаются перлы
и на 45, и 90 минут.
6. Отсутствие вокала, хотя часто используются речевые сэмплы и разного рода "повествования".
Следует заметить, что электронному эмбиенту вообще чуждо вообще что-либо земное
- музыка на 100% синтезированная, причем без цели синтеза живого звучания.
Эта музыка самая тяжелая для восприятия и самая "мертвая" из всего ambient'a.
Вообще, чем "мертвее, синтетичнее и безжизненнее" музыка, тем сильнее
она связана с ambient'ом. Встречаются такие понятия, как например, "суицидный
эмбиент" (проект Vond, например) - который ставит эксперименты над человеческой
психикой, навязывает свою идею. А вообще-то такая музыка зачастую ненавязчива
- как обычное созерцание спокойной природы. Главное - она всегда рисует некую
картину, пусть даже и абстрактную или неяркую - будь то картина космоса, земли,
другой планеты, другого времени. Очень важен тот факт, что слушать ambient -
занятие сугубо личное. Человек должен слушать и осознавать музыку наедине со
своим источником звука. И главное - чтобы создать и воспринять атмосферу музыки,
нужно быть к этому готовым на 100%, иначе ничего, кроме раздражения, эта музыка
вызвать не сможет. Хотя это зависит от психики слушателя и от его фантазии, потому
как эмбиент по сути призван вызывать у слушателя почти визуальные ассоциации.
И, наконец, следует сказать, что "бесформенная музыка" - известный
прием в дополнение чего-то визуального - будь то какая-то выставка, инсталляция,
перфоманс, спектакль, кино. Причем идеологической несущей в разных случаях бывает
как музыка, так и визуальная материя, а лучше, когда они выступают на равных
правах.
Назад
|