Психоделия
в твоем сознании
Psy-trance, как его называют приверженцы,
занимает андергаундное место в распространяющемся звуковом спектре. Но
это только один из аспектов
феномена танцевального мира. От рейвов новой генерации в суперклубах Manhattan's
Twilo и Sheffield, England's Gatecrasher к "рюкзакам за плечами" в
Byron Bay в Австралии и full-moon рейвам в пустыне Лос-Анджелеса, - транс
стал самой распространенной на планете формой электронной танцевальной музыки.
В Германии, он стал саундтреком к Берлинскому фестивалю Love Parade, миллионному
уличному карнавалу, настолько воспринимаемым мейнстримом, что даже политики
стали ассоциировать себя с этим событием. В Израиле транс развит еще больше,
но испытывает паническую оппозиционную реакцию медиа по поводу молодежной
контркультуры, которая очень прохладно относится к вопросу обороны страны.
Позапрошлым августом 35000 человек приехало на шестидневный транс фестиваль
в Озоре, Венгрия. В Швейцарии во время последнего полнолуния состоялось три
отдельных, крупномасштабных трансовых рейвов. Drum'n'bass никогда не испытывал
ничего подобного.
Транс - это порожденный рейвом стиль с отрывистым
звучанием синтезаторных линий, техно с мелодиями. Здесь же присутствуют
и "дрожащие" текстуры,
мелодии, которые можно напевать про себя, и ощутимые человеческие эмоции.
Танцевальная музыка с годами стала мрачнее и притупленной, транс же приветствует
всех новоприбывших. Вот почему клабберы его уважают, и у него есть потенциал
привлекательности для клубной культуры. Вот почему трек "Heaven Scent" суперзвезды
транса John Digweed был отмечен коммерческим DKNY. Также это причина того,
что его партнер Sasha стал сотрудничать c Мадонной в продолжение ее первого
эксперимента с поп-трансом Ray of Light. Близится эра McTrance.
Вы можете отследить истоки транса в саунде евродиско
Giorgio Moroder'а конца 70-х , как новаторство в Donna Summer's "I Feel Love", где использованы
сокрушительной силы синтетические импульсы и метрономный бит. Но современная
история транса начинается в 1992 с волны треков из Берлина и Франкфурта,
которая способствовала эйфории рейвов. Два трека того времени определили
полюсы современного транса. Jam & Spoon's "Stella" открыл мелодичный
и чувственный стиль, развитый позднее такими музыкантами, как BT и Paul van
Dyk. Обжигающие мозг кислотные частоты трека "Acperience" проекта
Hardfloor тем временем проложили путь psy-трансу и hard-трансу таких лейблов,
как Noom и Stay Up Forever.
Хотя первая волна транса главенствовала над рейв культурой и в 1993 году,
однако вскоре ее затмила мода на drum'n'bass, потом на Big Beat, а позже
и на, реанимированный такими людьми как Basement Jaxx, House. До сих пор
транс незаметно поддерживался рейверами по всему миру. В 1999 году его популярность
драматически возросла, и в первую очередь вследствие его быстрого усвоения
и способности к массовому потреблению.
"Два года назад электронная музыка даже не приближалась к успеху",
говорит Simon Lamb, босс трансового лейбла Fragrant на Западном Побережье. "Но
транс приблизился. Он уже присутствует в видеоиграх и коммерческих TV-каналах.
Скоро за него зацепится Голливуд. И я не делаю из этого проблему. Я не думаю,
что музыка должна быть секретом"
Но даже после того, как транс зарекомендовал себя как наиболее любимая танцевальная
музыка на планете Земля, он стал наиболее презираем. Клеветники обвиняют
музыкантов в отсутствии жесткости и принципиальности (элемент gay disco в
house, влияния хип-хопа и регги на jungle, noir futurism в techno), что позволяет
появляться безвкусной "smiley-faced" музыке. Нью-Йоркский House
гуру Armand Van Helden даже поиздевался над этой музыкой в своем прошлогоднем
альбоме 2 Future 4 U, в котором за коротким проигрышем транса следуют звуки
разбитого проигрывателя и выстрелы. В интернете на форуме Ukdance проходила
долгая дискуссия о том, является ли "trance is shit"? Но транс
дошел до такой точки, когда трудно рассуждать о нем как о единой сцене. Насколько
он "shit" или нет зависит от того, о каком "трансе" вы,
собственно, говорите.
Как и drum'n'bass, psy-trance более близок к сверхъестественным звукам,
чем к мелодии. Такие проекты как Kox Box и Hallucinogen опрокидывают слушателя
в мир неожиданных гротескных искаженных вокальных семплов, дезориентирующих
стерео эффектов и компьютерных фильтров.
На El Cuco, с деревьев свисали огромные разукрашенные вручную полотна, на
которых изображались светящиеся драконы, Шивы и Ганеши, пришельцы, минареты,
птицеголовые женщины. Одежда psy-трансеров - это смесь синтетических нарядов
рейверов, ретро убранства хиппи, и этнические фрагменты: клетчатые саронги
(индонезийская национальная одежда), ботинки из белого махера до колен, ожерелья
из каури (это такие ракушки), флюоресцентные банданы и футболки с фракталами.
"Эта сцена сама по себе толкает к красоте и украшениям," - говорит
основатель Tsunami John-Emmanuel Gartmann, сорокалетний швейцароамериканец. "Девушки
выглядят как богини!" "Это музыка для танцев на свежем воздухе," -
говорит Kara Walker из psy-trance проекта Gaian Mind. "Мы называем это
Israeli Stomp."
Psy-trance является особенно интернациональной субкультурой, и есть тусовки
даже в наиболее неожиданных местах, таких как Македония, Португалия, Боливия
и Украина. В то время, когда большинство стилей электронной музыки опираются
на знаменитые проекты из Британии, США, Германии и Франции, есть psy-trance
проекты мирового класса из Греции, Дании и Швеции. Сцена стала развиваться
в начале 90-х в среде европейцев, которые собирались каждую зиму в Гоа, области
(штате, если быть точным) юго-западной Индии, которая была раем для хиппи
еще с 60-х.
"Когда-то я уезжал в Гоа на три месяца," - говорит Duvdev из израильского
проекта Infected Mushroom. "Но теперь люди хотят устраивать вечеринки
повсюду."
Global Underground - название серии компиляций, смикшированных
суперзвездами psy-trance сцены из Британии: Sasha из Сан-Франциско, John
Digweed из Гонконга
и Paul Oakenfold из Осло. Почему "Global"? Ну хорошо, эти ребята
путешествуют по всему миру. Но тогда почему "Underground"? Несмотря
на то, что эти top транс DJ’s могут заработать в пять раз больше за несколько
часов игры, лететь первым классом и останавливаться в дорогих отелях, они
приехали сюда, в El Cuco и спят на крошечных кроватях в заброшенном приюте.
Говорите что угодно о трансе как музыке, но trance people всегда безупречно
приятны. В них нет ничего похожего на угрюмость типичного drum'n'bass DJ-я,
помпезность техно концептуализма или раздутое кокаином эго House и Garage
сцен.
Но опять же, для многих эта "приятность" является как раз тем,
что извращает транс как музыку и культуру. Растущая популярность массового
рыночного транса отражает путь по которому рейв культура превратилась из
анархо-капиталистического хаоса в продуктивную мейнстримную индустрию развлечений.
Даже второсортные ди-джеи зарабатывают приличные деньги, а клубы стали миникорпорациями,
втянутыми в торговый оборот, издание CD, и клубные туры. Те рейвы ранних
90-х были по-настоящему захватывающими, каждое событие означало чуть ли не
непредвиденные приключения, а иногда и опасность. Теперь же Британские супер
клубы, такие как Cream и Gatecrasher предлагают "safe night out" (safe
на британском сленге означает "satisfaction guaranteed", "удовлетворение
гарантировано"), что подразумевает полную предсказуемость экспириенса.
И как не странно, новому поколению клабберов это нравится. Даже незаконная
часть рейв индустрии, наркодилеры, способствуют тому, чтобы такие суперклубы
развивались.
С другой стороны, проблема мейнстримного транса состоит
в том, что в нем нет "Дионисского безумия", нет настоящего рок'н'ролла.
За настоящим рок'н'роллом вам нужно спуститься в андеграунд и очутиться
на таких рейвах
как El Cuco.
Есть что-то вдохновляющее в готовности приверженцев транса ухватываться
за чувство переживаний состояния. На дорогу от аэропорта к El Cuco каждый
из них потратил от $600 до $1,000, и это только ради двух ночей транса. Еще
за $100 входного билета они получат недавно подготовленную площадку для лагеря,
элементарные туалеты и души, и ... и больше ничего.
Так зачем же они приехали? Я начал понимать это только в завершение El Cuco.
На рассвете немецкий проект X-Dream, все также в своем мрачном стиле, отшлифовывал
резкие звуки, подводя итог уик-энду. Худощавая блондинка с косичкой до талии
тряслась как сумасшедшая, переставляя ноги и вздымая руки, в то время как
ее лицо выражало что-то среднее между улыбкой и сердитостью. Она хватает
свою подругу за руку, и они танцуют хороводом вокруг всего танцпола, как
греческие менады, празднующие ритуал Пана (Пан - один из богов древнегреческой
мифологии - прим. перев.) Выражение лиц этих девушек объясняет абсолютно
все - странная смесь жгучих глаз, вызывающих взглядов и триумфа. Это воплощение
фразы
мы создали ее: эту сцену, эту культуру, это переживание!
Вот что такое танцевальная культура в своем идеале - она все так же увлекательна.
-Назад в Life
in Feelings
|